База механики

  БАЗА МЕХАНИКИ:
  подшипники, крепёж, электроды, ремни, сальники, манжеты, кольца уплотнительные,
  жидкости и смазки, промышленные материалы

  Нижегородская обл., г. Балахна, ул. Некрасова, 42
Телефон  8-950-61-33-7-55
Почта   Почта
ICQ  476363625
Сайт  http://baza-p.ru
База механики
Подшипники и узлы Ремни, рукава, сальники, манжеты Смазки, масла, жидкости, герметики Машиностроительный крепеж
Подшипники и узлы  Подшипники Ремни, рукава, сальники, манжеты  Резинотехнические изделия Смазки, масла, жидкости, герметики  Смазочные материалы Машиностроительный крепеж  Крепеж

Обозначение подшипников по Российской системе


  Условное обозначение подшипника заключает в себе информацию о размерах и его конструктивных особенностях. Эти параметры в обозначении подшипника содержаться в зашифрованном виде. Зная принцип кодировки можно без особого труда получить исчерпывающую, хотя и не всю, информацию о элементе. Полное условно обозначение подшипников- это ряд цифр, букв, знаков. Оно состоит из основного условного обозначения и дополнительного. Дополнительное условное обозначение, в свою очередь, подразделяется на дополнительное условное обозначение слева, которое отделено через тире от основного, с продолжением влево и дополнительное условное обозначение справа от основного, начинается с первой прописной буквы и продолжается вправо до конца. Дополнительное обозначение может и отсутствовать.

Основное обозначение подшипника

   В основном обозначении (читается слева направо) отражаются размеры подшипника, его тип и особенности конструкции. Оно имеется у любого подшипника и легко выделяется из полного обозначения. Начинается правее знака тире (при отсутствии тире – с крайней левой цифры) и заканчивается левее первой буквы (при отсутствии букв – на крайней правой цифре).
   Основное обозначение может включать арабские цифры, знак «косой» дробной черты и (редко) знак запятой.
   Система кодировки основного условного обозначения зависят от внутреннего диаметра подшипника (d) и подразделяется на 4 диапазона:
1. Внутренний диаметр (d) менее 10 мм;.
2. Внутренний диаметр (d) от 10 до менее 20 мм;
3. Внутренний диаметр (d) от 20 до 495 мм включительно;
4. Внутренний диаметр (d) равен или более 500 мм.
   Так как наиболее распространён диапазон внутренних диаметров от 20 до 495 мм, то он считается основным. В расшифровку остальных размерных диапазонов вносятся небольшие поправки.
   Разряд 1-2 является кодом внутреннего диаметра подшипников. В эти разряды записывается число, полученное от деления внутреннего диаметра подшипника, измеренного в мм, на пять (d : 5). Если частное от деления на 5 – однозначное число, то оно записывается в разряд 1, а в разряд 2 записывается ноль.
   Разряд 3 серия наружных диаметров указывает какие ряды наружных диаметров могут иметь подшипники при определенном внутреннем диаметре. Перечень серий наружных диаметров указан в порядке увеличения наружного диаметра при одинаковом внутреннем диаметре.
   Разряд 4 тип подшипника показывает направление воспринимаемой нагрузки и форму тел качения.
   Ряд 5 - 6 обозначают код конструктивной разновидности подшипника.
   Разряд 7 обозначает код серии ширин (для упорных подшипников – код серии высот). Цифра, стоящая в этом разряде показывает, какие значения может принимать ширина подшипников при определенных наружных диаметрах.
  

Подшипники, имеющих внутренние диаметры в диапазоне от 10 до менее 20 мм

Общая схема основного обозначения остается неизменной. По-прежнему внутренний диаметр кодируется вторым и первым разрядами но правило деления на 5 не действует. В этом случае в третьем разряде, как предупреждение о ненормализованном внутреннем диаметре, ставится цифра 9.
  

Подшипники, имеющие внутренний диаметр менее 10 мм

Система кодировки изменяется не значительно. В основном обозначении таких подшипников первый разряд обозначения численно равен внутреннему диаметру, выраженному в мм, второй разряд соответствует коду подшипника, а в третьем разряде обозначения ставится цифра «0?. Этот ноль в разряде также подчиняется общему правилу и отбрасывается, если левее его нет хотя бы одной значащей цифры.
  

Подшипники, имеющие внутренний диаметр больше 496 мм

Для таких подшипников происходит изменение как системы кодировки внутреннего диаметра, так и системы основного условного обозначения. В этом случае вместо второй и первой цифр в основном обозначении ставится дробная черта « /» , а справа от нее число, равное внутреннему диаметру подшипника, в мм. Три или четыре разряда внутреннего диаметра записываются и читаются слева направо.

Дополнительное обозначение подшипника слева от основного

   Обозначение включает арабские цифры, буквы русского или латинского алфавитов, которое характеризует, в основном, показатели качества подшипника. В нём кодируются точность, величина зазора, момент трения и категория подшипника. Дополнительное обозначение стоящее слева от основного, отделяется от него знаком тире («-»). Его структура не зависит от величины внутреннего диаметра подшипника, а разряды нумеруются и заполняются справа налево.
   Первый разряд, класс точности– комплексный показатель точности изготовления отдельных деталей и всего подшипника в целом, включая точность габаритных размеров и точность вращения. Класс точности может принимать значения, в порядке увеличения точности изготовления (2 самый высокий)- 8, 7, 0, 6, 5, 4, 2.
   Второй разряд в дополнительном обозначении слева подшипника занимает код группы радиального зазора. Под радиальным зазором понимают максимально возможное расстояние (в мкм), образующееся между телами качения и дорожкой качения одного из колец подшипника при предельном смещении другого кольца в противоположную сторону (из одного крайнего положения в другое) в радиальном направлении. Радиальный зазор предназначен для обеспечения достаточно свободного вращения подшипника. Группа радиального зазора обозначается одной цифрой от «0» до «9», а в некоторых случаях – одной буквой. Значения диапазона ненормализованного зазора практически можно узнать только из чертежа подшипника или специальной литературы.
   Третий разряд обозначения слева отведен для обозначения ряда момента трения. Величина момента трения измеряется в г/см или в мН/м. Ряды моментов трения обозначаются цифрами от «1» до «9». «основная группа» – 1, 4, 7 ряды моментов трения; «ужесточенная группа» – 2, 5, 8 ряды моментов трения; «особо ужесточенная группа» – 3, 6, 9 ряды моментов трения.
   Четвертый разряд в дополнительном обозначении стоящим слева от основного отводится для обозначения категории подшипника. Она обозначается латинскими буквами «A», «B», «C». К категории «А» относят подшипники классов точности «5», «4», «2» или «Т» с одним из 16-ти дополнительных требований к подшипнику, указанных в ГОСТе. К категории «В» относят подшипники классов точности «0», «6Х», «6» или «5» с одним из 9-ти дополнительных требований. К категории «С» относят подшипники классов точности «8», «7», «0», «N», «6Х» или «6», к которым дополнительные требования, кроме нормированных непосредственно ГОСТом не предъявляются. Перед буквенным обозначением категории в этом же разряде может стоять цифра, конкретизирующая, по какому именно показателю проведено категорирование подшипника.

Дополнительное обозначение подшипника справа от основного

   Обозначение в ключает буквы русского и редко латинского алфавитов, а также арабские цифры, которые характеризует материал деталей подшипника, марку пластичной смазки, а также ряд специальных требований и характеристик. За буквой может следовать цифровой индекс, состоящий из одной или двух цифр. Цифровой индекс всегда относится к ближайшей букве, стоящей слева от него. Нумерация разрядов идёт слева направо.
   В первом разряде отмечается повышенная грузоподъемность подшипника; условный код – буква «А»
   В втором разряде отмечается особенность конструкции изначально характерная для данного типа подшипника. Знак – буква «Н». В частности, буквой «Н» обозначается:
-для радиальных роликовых сферических двухрядных подшипников– наличие кольцевой проточки на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца и трех отверстий для смазки
-для радиальных роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного кольца по ГОСТ– размеры и предельные отклонения которых соответствуют рекомендации СЭВ по стандартизации
-для шариковых однорядных подшипников со сферической наружной поверхностью – наличие углубления и отверстия для смазки; для упорных подшипников– соответствие диаметра отверстия «свободного» кольца требованиям международного стандарта ИСО.
   В третьем разряде отмечаются материалы, отличные от обычных подшипниковых сталей. Для колец и тел качения:
«И»- изменение ТУ на поставку комплектующих деталей или исходных материалов
«Н»- детали из теплостойкой стали
«Р»- детали из теплоустойчивой стали
«Х»- кольца и тела качения или только кольца (одно кольцо) из цементируемой стали
«Э»- детали из стали ШХ-15 со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и др)
«Ю»- все детали или часть деталей из нержавеющей стали
«Я»- детали (кольца, тела качения) из редко применяемых материалов (керамика, стекло и др.)
«W»- детали из вакуумированной стали Для сепараторов:
«Б»- сепаратор из бронзы
«Г»- сепаратор массивный из черных металлов (чугун, сталь, ферромагнитные сплавы и др.)
«Д»- сепаратор из алюминиевых сплавов (дюралюминий и др.)
«Е»- сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит и др.)
«Л»- сепаратор из латуни
   В четвёртом разряде отмечаются конструктивные изменения. При внесении изменения в конструкцию подшипника в обозначении ставится буква «К» – условный знак конструктивного изменения. В подобных случаях узнать конкретное изменение, внесенное в конструкцию подшипника, можно только из чертежа.
   В пятом разряде отмечается модифицированный контакт. При наличии модифицированного контакта в роликовом подшипнике ставится знак «М». При отсутствии модифицированного контакта обозначение в этом разряде отсутствует.
   В шестом разряде отражаются специальные технические требования к подшипнику, такие как: «У»- специальные требования, касающиеся шероховатости поверхностей, нанесения на детали специальных покрытий, диапазона осевого зазора подшипника и т.д. «Ж»- ужесточение требований к осевому зазору
   В седьмом разряде дополнительного обозначения кодируется повышенная температура отпуска деталей подшипника при его изготовлении. Целью повышения температуры отпуска деталей подшипников является обеспечение их работоспособности при повышенных температурах. Условный знак кода температуры отпуска – буква «Т». Если отпуск проведен при стандартной температуре 150° С, то в обозначении подшипника это не указывается.
   В восьмом разряде кодируется марка пластической смазки. Такие смазки используются в закрытых подшипниках, однако изредка могут встречаться и в открытых подшипниках. Условный знак пластической смазки – буква «С». Смазка марки ЦИАТИМ-201 в условном обозначении подшипника не указывается. Наиболее распространены (для закрытых подшипников общепромышленного назначения) отечественные смазки следующих марок: «С9»- ЛЗ-31, «С17»- ЛИТОЛ-24, «С23»- ШРУС4, «С28»- CHEVRON SRI-2 и др.
   В девятом разряде кодируется уровень вибрации подшипников. Основной условный знак уровня вибрации – буква «Ш». Чем больше цифра после буквы «Ш», тем жестче требования к максимально допустимому уровню вибрации данного подшипника и тем лучше (качественнее) подшипник по данному
   В десятом разряде кодируются особые отличия подшипника. Буква в этом разряде «П»- обозначается так называемый «пилотный» подшипник. Этот подшипник изготавливается по особому приказу с тщательным отслеживанием и документированием всего процесса изготовления изделия в целом и каждой его детали в отдельности.
«РМ»- буквосочетание, обозначает ремонтно-восстановленный подшипник
«Д»- обозначает, что подшипник имеет внутренний диаметр, выраженные в дюймовых единицах (одна единица = 1/16 дюйма = 1,5875 мм), остальные размеры таких подшипников следует уточнять в специальной литературе.

© Из книги М. Б. Кац «Система условных обозначений

Примеры открытых подшипников:

23, 25, 26, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 120, 121, 122, 126, 200, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 230, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 322, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 1000096, 1000097, 1000098, 1000099, 1000805, 1000807, 1000901, 1000903, 1000904, 1000905, 1000906, 1000907, 1000908, 1000909, 7000101, 7000102, 7000103, 7000105, 7000107, 7000108, 7000112, 7000113, 7000114

Примеры подшипников c канавкой на наружном кольце:

50110, 50115, 50202, 50204, 50207, 50208, 50209, 50210, 50307, 50308, 50309, 50407, 50409, 50411, 50412, 50706

Примеры подшипников с одним защитным сепаратором:

60029, 60202, 60203, 60204, 60205, 60206, 60207, 60208, 60209, 60210, 60211, 60212, 60303, 60305, 60306, 60307, 60308, 60311, 60312, 60314

Примеры подшипников с двумя защитными сепараторами:

80018, 80019, 80025, 80026, 80027, 80029, 80100, 80101, 80103, 80104, 80105, 80106, 80107, 80108, 80110, 80112, 80200, 80201, 80202, 80203, 80204, 80205, 80206, 80207, 80208, 80209, 80210, 80211, 80214, 80301, 80302, 80304, 80305, 80306, 80307, 80308, 80309, 80311, 80312, 80313

Примеры подшипников с односторонним уплотненнием:

160201, 160703, 20703, 20803, 1160304, 1160305

Примеры подшипников с двухсторонним уплотнением, со сферическим наружным кольцом на закрепительной втулке:

1680314, 1680204, 1680205, 1680206, 1680207, 1680208

Примеры подшипников с двухсторонним уплотнением, со сферическим наружным кольцом:

1580205, 1580206, 1580207, 1580209, 1580211

Примеры подшипников с двухсторонним уплотнением:

180102, 180109, 180202, 180203, 180204, 180205, 180206, 180207, 180208, 180209, 180212, 180302, 180303, 180304, 180305, 180306, 180307, 180310, 180312, 180313, 180314, 180500, 180501, 180502, 180503, 180504, 180505, 180506, 180508, 180512, 180603, 180604, 180606, 180607, 180608, 180609, 180610, 180612, 180707, 180902, 1180304, 1180305